Горячий воздух в Украине станет еще горячее

Когда государства приняли участие в первом бюджетном периоде Киотского протокола, который предусматривал широкий спектр обязательств по сокращению выбросов парниковых газов в период 2008–2012 гг., не все страны взяли на себя обязательства в той степени, которая действительно стимулирует их сокращать выбросы. Так, из-за экономического спада, последовавшего с начала 1990-х, Украина, как и любая страна с переходной экономикой, взяла обазытельство, которое на самом деле позволяет ей осуществлять выбросов больше, чем она делает в действительности, или продать излишек.

Этот излишек называется «горячим воздухом» потому, что он не является результатом целенаправленной политики по сокращению выбросов, а появился благодаря историческим особенностям страны. В последние годы возникало множество споров в отношении торговли выбросами «горячего воздуха». Однако не без помощи Всемирного Банка в этом году Украина вплотную подошла к проведению ее первых транзакций. Украина является вторым наибольшим поставщиком «горячего воздуха» после России и имеет шанс заработать от 9 до 17 млрд долларов благодаря международной торговле квотами на выбросы. Перспективными покупателями являются такие страны как Канада, Япония, и некоторые страны ЕС, которые сталкиваются с трудностями по достижению поставленных целей снижения выбросов парниковых газов.

Украинские НПО долгое время были противниками торговли «горячим воздухом» из-за обоснованных подозрений в отношении того, как украинское правительство распределит деньги, и насколько эффективно их использует. Другим аргументом против торговли горячим воздухом есть отсутствие общего экологического эффекта, т.е. страны, которые должны осуществлять снижения выбросов купят квоты. Хотя «горячий воздух» стал неизбежной реальностью, украинские НПО определили, что единственным приемлемым выходом будет, если Украина использует полученные средства на финансирование проектов по сокращению выбросов и распределит их экономно и прозрачно. Такое же требование внедрения схемы использовния полученных средств, называемой «Схемой зеленых инвестиций» (СИЗ), было четко высказано потенциальными странами-покупателями.

По запросу украинского правительства в начале этого года Всемирный Банк начал изучение возможностей для Украины в отношении торговли квотами на выбросы и внедрения СИЗ. Целью проекта является изучение возможностей Украины участвовать в международной торговле квотами на выбросы, предложение вариантов для организационного, законодательного, технического и других аспектов в отношении управления и мониторинга выбросов, обеспечения прозрачности распеределия средств, выбор потенциальных секторов для инвестиций и помощь Украине в проведении ее первых транзакций по продаже квот.

Украинские НПО обращались во Всемирный Банк за правом принять участие в первой встрече, связанной с проектом, и впоследствии были регулярно информированы о развитии проекта с возможностью предоставлять свои коментарии к промежуточным и окончательным отчетам.

Как только был готов первый отчет, Всемирный Банк организовал круглый стол с участием правительства, бизнесменов и НПО. НПО сосредоточились на трех основных проблемах, представленных (или нет) в первом отчете:

  • необходимость включения особых мер, чтобы гарантировать прозрачность всех соответствующих решений, принятых на государственном уровне, таких как открытый доступ к информации, отчеты по проектам, получающим финансирование, наблюдательный совет для фонда, и пр.;

    СИЗ не должна стать конкурентом для механизма совместного осуществления, который лучше регулируется и имеет менее строгие требования;

  • СИЗ должна содействовать сокращению использования ископаемого топлива в Украине, а не поддерживать его.

  • Сильную тревогу вызвал у НПО предложенный перечень приоритетных секторов в первом отчете, где вместо развития возобновляемых источников энергии, таких как ветер, солнце и малые ГЭС, было предложено финансировать проекты в угледобывающем секторе, модернизации местных газораспределительных сетей и транзита газа.

Недавно выпущенный окончательный вариант отчета показал, что комментарии, представленные НПО, были учтены. Различные сектора были проанализированы в качестве конкурентов для механизма совместного осуществления и далее рассмотрены с точки зрения необходимости финансовой поддержки.

Однако финальный отчет неожиданно преподнес другую проблему — предложение включить ядерную энергетику в список потенциальных проектов для инвестиций! Появилась ли эта идея только как инициатива экспертов, проводивших исследование, или благодаря сильному лобби в украинском правительстве, остается неясным, но во время дальнейших переговоров НПО с представителями Всемирного Банка было дано обещание, что ядерная энергетика будет убрана из списка возможных претендентов на финансирование.

Окончательный отчет и рекомендации (включая, будем надеяться и рекомендации НПО) должен появиться к началу 12-й Конференции сторон РКИК ООН в начале ноября.

Однако сам по себе отчет — это лишь первый шаг в процессе международной торговли квотами. Еще нужно посмотреть, как украинское правительство начнет реализацию всех необходимых мер.

Ирина Ставчук, Национальный экологический центр Украины

Маєте що додати? Не згодні з якимось із цих пунктів? Просимо залишити ваш коментар у цій короткій формі: https://forms.gle/oE4E5RQETFe2BCYv6